ТРАНСЧЕРНОМОРСКИЙ КОРИДОР РОССИЯ – АРМЕНИЯ: ВЫГОДЫ НЕ ТОЛЬКО ДВУСТОРОННИЕ

Posted by btlog
Категория:

Правительство Армении планирует возобновить к концу текущего года регулярную работу трансчерноморского парома по маршруту порт Кавказ (РФ) – порт Поти (Грузия) для увеличения объемов грузовых перевозок и, соответственно, торговли с Россией. Та же артерия ускорит восстановление евроазиатского транзитного маршрута через западное Закавказье, выходящего на Иран. Эти планы были объявлены вице-премьером Армении Мгером Григоряном на бизнес-форуме «Россия–Армения» в Ереване, состоявшемся в конце сентября с. г.

В функционировании данного коридора заинтересована и иранская сторона: в Иране в связи с намеченным разблокированием Закавказского Транссиба (южно-транскавказская железная дорога протяженностью около 850 км), стыкующегося с этой страной, реализуется программа по восстановлению прежних и освоению новых внешнеторговых/транзитных артерий.

С начала 2020 г. указанная паромная артерия работает в лучшем случае нерегулярно в связи с известными ограничениями, обусловленными пандемией коронавируса. Сам же этот маршрут, напомним, действует с 2007 года, причиной его открытия стала транспортная блокада Армении со стороны Азербайджана и Турции. По этому маршруту перевозили в основном железнодорожные грузовые составы, которые из Поти следовали по железной дороге через Грузию в Армению. То же – в обратном направлении (маршрут Поти–Тбилиси–Марнеули–Айрум). Доля этого коридора в объеме грузоперевозок между РФ и Арменией составила к концу 2010-х не меньше трети.

По ряду оценок, восстановление этого маршрута в полном объеме позволит довести долю железных дорог в грузовых перевозках между РФ и Арменией до 40-45%, а объем обоюдной торговли наверняка увеличится как минимум на четверть. Кроме того, возможно более активное подключение Белоруссии к тому же маршруту. Ибо грузовые перевозки между Арменией и Белоруссией пока осуществляются в основном через порты/паромы Украины, но транзитные расстояния и расценки здесь выше, чем при использовании паромного комплекса порта Кавказ и примыкающей к нему железной дороги.